Причины и лечение врожденной дальнозоркости

Ни для кого не является секретом, что в детском организме все системы работают несколько иначе, чем во взрослом, ввиду особенностей анатомической составляющей и функциональной незрелости. Это положение справедливо и для всех органов зрительной системы.

У новорожденных деток форма и размеры глазного яблока значительно отличается от соответствующего органа сложившегося человека. Что объясняет наличие физиологической дальнозоркости в детском возрасте, которая постепенно нивелируется и к семи годам должна исчезнуть полностью. В тех случаях, когда гиперметропия в детском возрасте имеет большие показатели, она может остаться с человеком на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому, если у ребенка к семи годам диагностируется сильно выраженная дальнозоркость, требуется срочное применение соответствующих медицинских мер. Так как в этом возрасте еще есть достаточно времени до окончательного формирования зрительных структур, которое завершается к пятнадцати годам.

Общие причины, способствующие развитию дальнозоркости

Причины и лечение врожденной дальнозоркостиГиперметропия развивается при дефектах преломляющих структур глаза либо из-за неправильных параметров глазного яблока.

Преломляющий комплекс включает в себя зрительные органы, главная задача которых заключается в фокусировании изображения непосредственно на сетчатке. Способность преломлять световые лучи для лучшей их фокусировки возложена на следующие органы:

  • Роговицу — видимую переднюю часть глазного яблока, имеющую полусферическую выпуклую форму. Преломляющая свойства роговицы имеют неизменный показатель и характеризуется сорока диоптриями.
  • Хрусталик — линза, имеющая двояковыпуклую форму и расположенная за роговицей. С помощью нескольких мышц и связочного аппарата хрусталик фиксируется в месте локализации и меняет радиус выпуклости, чем может достигаться разнообразие его преломляющих возможностей. В среднем это показатель колеблется от девятнадцати до тридцати трех диоптрий.
  • Водянистую влагу —  особого состава жидкость, располагающуюся в специально предназначенных для нее глазных камерах, как перед хрусталиком, так и позади его. На нее возложена питательная и защитная функция. В состав этой жидкости входят растворенные питательные вещества, которые с ее помощью транспортируются к роговице, хрусталику и другим частям зрительной системы, а также иммуноглобулины, с помощью которых обеспечивается защита от чужеродных микроорганизмов. Преломляющие свойства водянистой влаги ничтожны и не влияют на качество зрения.
  • Стекловидное тело — вязкое прозрачное вещество. Оно заполняет все пространство глазного яблока. Его преломляющие способности незначительны, основная задача этого вещества заключается в придании глазу необходимой формы.

Главным условием нормальной оптической визуализации является способность зрительных структур фокусировать лучи света точно на сетчатке. Если предмет отдален от глаз, то четкость его видения обеспечивается снижением преломляющей силы хрусталика. Если нужно рассмотреть близко расположенный предмет, то преломляющие свойства хрусталика увеличиваются. Эта способность зрительных структур к четкой визуализации разно отдаленных объектов называют аккомодацией.

В случае с дальнозоркостью пучки света, проходящие сквозь преломляющий аппарат глаза, собираются не на самой сетчатке, а несколько позади ее. Это делает изображение близко расположенного объекта расплывчатым, нечетким.

В основе дальнозоркости могут лежать следующие причины:

  • Физиологические особенности строения зрительного аппарата у детей.
  • Индивидуальные врожденные анатомические параметры.
  • Приобретенные изменения преломляющей способности, вследствие воспалительных заболеваний, травм и других патологических состояний.
  • Возрастные изменения зрительного аппарата, наличие пресбиопии.

Что понимается под термином врожденная гиперметропия

Причины и лечение врожденной дальнозоркостиПод врожденной дальнозоркостью подразумевают состояние, характеризующееся рефракционными изменениями в зрительном аппарате. Когда пучок света, попадая в глазные структуры, преломляется и собирается не на поверхности сетчатки, а позади нее. В том отделе глазного яблока, который называется задней камерой.  Это лежит в основе зрительных нарушений в виде нечеткого видения предметов, расположенных поблизости, тогда как удаленные объекты визуализируются хорошо.

Причиной врожденной дальнозоркости называют несоответствие параметров глазных структур, а именно размеров глазного яблока либо его преломляющих свойств. Так для получения нормальной визуализации разно удаленных объектов, диаметр глаза должен соответствовать двадцати четырем миллиметрам, именно такого размера он у взрослого человека. Тогда как в раннем детском возрасте этот параметр находится на отметке восемнадцати. Постепенно к семи годам размер глазного яблока приближается к норме, и дефект проходит. Но у четверти маленьких пациентов, которые имеют большую степень дальнозоркости, гиперметропия сохраняется и позже. Это говорит о том, что самостоятельно подобный дефект уже не восстановится, и в этом случае требуется помощь специалиста.

Еще одним причинным фактором, появления дальнозоркости является наследственность. Медицинская статистика располагает данными, что население некоторых регионов и стран имеет повышенный процент населения с врожденной гиперметропией. Кроме того, известна закономерность, что чем севернее расположен регион, тем реже у его жителей встречается подобное зрительное нарушение.

Достоверно назвать факторы, которые являются провоцирующими для дальнозоркости пока не удается. Известно, что формирование зрительной системы у плода начинается в первые три месяца беременности, в дальнейшем на этот процесс оказывают влияние многие факторы перенесенные заболевания, качество питания, психологическое состояние будущей мамы и многое другое. Врожденная дальнозоркость у детей чаще всего имеет наследственный характер. Если хотя бы у одного из родителей присутствует подобный дефект зрения, то шансы его появления у наследников многократно увеличиваются. А наличие у ребенка гиперметропии в пределах трех диоптрий связано с развитием содружественного косоглазия. Возникает оно по причине того, что малыш сводит глаза к носу, пытаясь рассмотреть близко расположенные предметы. Это при водит к перенапряжению отдельных глазных мышц и сначала к периодическим проявлениям косоглазия, а позже и постоянным. Очень часто работа между обоими зрительными анализаторами при наличии врожденной дальнозоркости распределяется не равномерно, тогда один глаз рискует стать основным. При этом теряется качество зрения во втором, развивается амблиопия — достаточно сложное сопутствующее заболевание, связанное с недостаточной работой глазных мышц, которое очень важно своевременно диагностировать и начать лечение. В противном случае оно заканчивается снижением зрения, вплоть до инвалидности.

Определение степени дальнозоркости

Причины и лечение врожденной дальнозоркостиНа начальном этапе врожденного офтальмологического дефекта зрительный аппарат ребенка пытается компенсировать гиперметрию за счет усиленной нагрузки на другие структуры. Чаще всего это происходит за счет усиленной работы механизма аккомодации. Это проявляется тем, что малыш часто моргает и постоянно щурится, чтобы рассмотреть близкорасположенные объекты. Со временем ребенок начинает жаловаться на головные боли, связанные с длительным напряжением зрения, в редких случаях наблюдается спазм мышечных структур, отвечающих за аккомодацию.

Степень выраженности дальнозоркости разделяют на три варианта:

  • Слабовыраженная гиперметрия не превышает плюс двух диоптрий, при этом расстройства зрения не сильно выражены. Но ребенку приходится напрягать зрительную систему во время письма и чтения, что заканчивается регулярными головными болями.
  • Гиперметрия средней степени, как правило, не превышает четырех диоптрий с показателем плюс. Подобный дефект визуализации сопровождается хорошим видением удаленных объектов, с нечеткой картинкой близкорасположенных предметов.
  • Высокая степень врожденной дальнозоркости превышает плюс пять диоптрий и характеризуется одинаково плохим видением предметов как вдали, так и вблизи. Причиной этого является неспособность удерживать фокус.

Как можно скорректировать детскую дальнозоркость

Подобные зрительные расстройства у детей могут длительное время оставаться не диагностированными. При этом малыши капризны, нервозны, жалуются на частые головные боли и быструю утомляемость во время чтения.

Выявить зрительный дефект при этом может только специалист, он же даст рекомендации по его коррекции, исходя из степени нарушения и присутствия сопутствующей патологии. #Так, если степень гиперметропии у ребенка не превышает четырех диоптрий и имеет не осложненное течение, то подобный дефект не нуждается в дополнительной коррекции до семилетнего возраста. В случае наличия сопутствующей зрительной патологии целесообразно начать консервативную терапию, в виде назначения очков или других методов. Лечение дальнозоркости в детском возрасте включает в себя три основных терапевтических метода, которые могут использоваться, как самостоятельно, так и в комбинированном виде.

Очки. Такая коррекция дальнозоркости показана даже в тех случаях, когда она сочетается с амблиопией. Для корректировки зрения очки назначаются доктором для постоянного использования и выписываются после выполнения всестороннего офтальмологического обследования. Иногда показано применение очков с линзами меньшей силы, чем сам дефект.

Аппаратное лечение современное направление в корректировке гиперметропии. Оно хорошо и с удовольствием воспринимается маленькими пациентами, та как проходит в игровой форме и не приносит детям неприятных ощущений. Лечение подобным методом осуществляют курсами, частоту которых назначает специалист и они могут проходить до пяти раз в год. Преимуществом этого метода является то, что он хорошо зарекомендовал себя в борьбе с амблиопией.

Гимнастика. Этот метод дает видимый результат только при условии регулярного и длительного выполнения специальных упражнений. Конкретные комплексы маленьким пациентам будет рекомендовать врач, главное, чтобы они регулярно выполнялись с частотой не менее двух раз в сутки.

Чтобы обеспечить благоприятный терапевтический эффект лечебных мероприятий и не допустить перехода заболевания в приобретённую форму нужно, взрослые должны следить за зрительным режимом ребенка и обеспечивать его питанием, покрывающим все запросы растущего организма в витаминах и микроэлементах.